Обязательная маркировка появилась в России в 2019 г. Каждый год в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, вводятся новые категории. Предполагается, что всего через 3 года маркироваться будут абсолютно все товары — от лёгкой промышленности до автомобильных запчастей.
Что такое маркировка товаров, зачем она нужна?
Маркировка — это информация о товаре, которая нанесена прямо на его упаковку. Она представляет собой знак, похожий на QR-код, который можно считать специальным сканером. Все действия с товаром — ввоз, передача поставщику, перевозка, приобретение магазином — должны сопровождаться сканированием кода. Благодаря этой системе можно проконтролировать все действия, связанные с товаром, путь, который он проходит от производителя до конечного покупателя, исключить подделки и контрафакт.
Какая информация указана в маркировке?
Если просканировать код маркировки, можно узнать всю информацию о товаре:
- наименование и состав товара,
- его массу и габариты,
- дату и место производства,
- срок годности и условия хранения,
- место реализации и продажи,
- весь маршрут от производителя к окончательному продавцу,
- номер партии производства.
Это может сделать и сам покупатель. Для этого нужно воспользоваться приложением «Честный знак» на смартфоне. После сканирования кода оно покажет всю доступную информацию о товаре.
В этой статье рассказываем подробнее о транспортной маркировке грузов.
Правила нанесения маркировки
Этикетка с маркировкой должна быть напечатана на качественном оборудовании устойчивой краской. Лучший результат даёт термотрансферный принтер: нанесённая таким образом маркировка сможет выдержать весь путь товара от производителя к покупателю.
Правил по месту размещения маркировке на товаре не установлено. Она может располагаться на любом участке упаковки, главное, чтобы она была хорошо видна и легко считывалась сканером.
Этикетка обязательно должна быть заметная, контрастного цвета, ровная и без повреждений. Если сканер не может считать имеющуюся маркировку, то такой товар считается не маркированным и не допускается в реализацию.
В случае неверного нанесения либо отсутствия маркировки партия товаров конфискуется, а на её производителя накладывается штраф от 2 000 рублей (для физических лиц) до 100 000 (для компаний и юридических лиц). Если была не маркирована большая партия товара (стоимостью от полутора миллиона рублей), то производителю грозит не только штраф, но и лишение свободы до трёх лет.
Необходимое оборудование для нанесения и считывания маркировки
Для регистрации, нанесения и считывания электронной маркировки каждому участнику логистической цепочки необходимо дополнительное оборудование:
2D-сканер для считывания кода,
обновлённые кассы с выходом в интернет и кассовое программное обеспечение,
подключение к оператору фискальных данных,
любое подходящее решение для подключения к системе «Честный Знак»,
термотрансферные принтеры (в случае самостоятельного нанесения маркировки).
Для корректной работы электронной маркировки необходимо также перейти на электронный документооборот. Маркирование и нанесение этикеток можно отдать на аутсорс, но оборудование для сканирования обязательно должно быть в наличии. К сожалению, конечные затраты в итоге ложатся на плечи покупателей, за счёт которых и происходит маркировка каждой единицы продукта.
Система «Честный Знак» и Национальный каталог товаров
С помощью приложения «Честный Знак» любой покупатель может просканировать маркировочный код товара и проверить интересующую информацию. В эту систему заносятся все маркировки товаров, реализуемых на территории России. В нём же можно сообщить о нарушениях, контрафакте и заведомо ложных данных.
Национальный каталог товаров — это раздел «Честного Знака», который содержит всю информацию о товарах. Сейчас каталог находится в процессе интеграции с Россельхознадзором, Росаккредитацией, Роскачеством и ФНС. Предполагается, что к моменту завершения работы над Национальным Каталогом в нём будет вся сопроводительная информация, без которой не допускается реализация товара (например, документация о лекарственных средствах).
Товары, подлежащие обязательной маркировке
С каждым годом в программу обязательной маркировки включаются новые категории товаров. Планируется до 2024 года ввести маркировку на все распространённые категории товаров. На данный момент обязательной маркировке подлежат:
- табак и табачные изделия,
- шубы и меховые изделия,
- обувь,
- лекарственные препараты,
- парфюмерия,
- фотооборудование,
- предметы лёгкой промышленности (одежда и домашний текстиль),
- автомобильные шины,
- молочные продукты.
В этом году планируется ввести маркировку на упакованную воду, велосипеды, пивные напитки и кресла-коляски. Предполагается, что постепенный ввод электронной маркировки для отечественной и импортируемой продукции позволят снизить возможные риски, гарантировать качество, и сделают прозрачной всю необходимую для покупателя информацию.