Транспортно-экспедиционная компания «ТЭК Оператор» более 10 лет занимается контейнерными перевозками по России и из стран Юго-Восточной Азии. Часть наших клиентов — это начинающие предприниматели. Опыт работы с такой категорией бизнесменов показывает: в организации логистики они допускают общие ошибки. Руководитель отдела продаж «ТЭК Оператор» Александр Храпунов рассказывает, каких из них вполне можно избежать.
В каких случаях от компании требуется организация внутренних логистических процессов:
- Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает наиболее оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
- Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
- Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь в целях оптимизации сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
- Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
- Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки.
Какие ошибки допускают предприниматели в этих случаях?
Не учитывают всех нюансов
Если у предпринимателя возникает потребность организовать доставку своей продукции, он начинает искать перевозчика и оговаривает с получателем условия доставки. На этом этапе неопытные компании часто согласовывают общие моменты без учета разного рода нюансов. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а конечный получатель может выгрузить его только краном. Но конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.
Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика:
возврат контейнера на станцию назначения,
перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный),
повторная доставка груза конечному получателю.
Александр Храпунов — Руководитель отдела продаж «ТЭК Оператор»:
«Совет! Начинающим предпринимателям не нужно бояться задавать вопросы как своим клиентам, которые будут получать груз, так и экспедиторам. Обсудите каждую мелочь:
- каким транспортом отправляется груз (жд, авто);
- условия разгрузки;
- нужна ли будет перетарка;
- все ли предусмотрено;
- — все ли входит в стоимость перевозки и т.д».
Начинающие компании еще не знают рынок грузоперевозок, какие могут возникнуть форс-мажоры, какие варианты транспортировки существуют, как выбрать подходящий. Выход — найти экспедитора-партнера, который будет не просто исполнять, а помогать, вовремя подсказывать, предлагать оптимальные варианты. С опытом ошибок будет все меньше.
Боятся пробовать новые варианты
Неопытные в грузоперевозках компании часто боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Заказчик переживал за сохранность груза, доедет ли он без повреждений, тем более у них не было ни опыта, ни технической возможности самостоятельно загружать товар в контейнер. Мы все взяли на себя, в том числе выгрузку на станции Дальнего Востока и доставку автомобилем до конечного склада. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.
Александр Храпунов — Руководитель отдела продаж «ТЭК Оператор»:
«Совет! Анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику»
Работают с одной транспортной компанией
Еще одна распространенная ошибка — работа только с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того, как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что текущий экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыли.
Александр Храпунов — Руководитель отдела продаж «ТЭК Оператор»:
«Совет! Обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто дешевые предложения означают долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки»
Сотрудничают с крупными игроками рынка
Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика.
Например, предоплата. У тех, кто только начинает перевозить грузы, часто свободных денежных средств не много. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Опять же сравнивайте предложения, отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.
Согласовывают невыгодные условия
Многие предприниматели думают, что договор с экспедитором типовой и просматривать его необязательно. А ведь там могут быть условия, не выгодные для заказчика. Обязательно внимательно вычитывайте каждую строчку и задавайте вопросы. Со средними и мелкими транспортными компаниями, как правило, можно договориться о взаимовыгодных условиях.
Не выделяют штатную единицу для решения логистических задач
У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании, выделяйте штатную единицу, а впоследствии и отдел для решения логистических задач.
Какого бы хорошего экспедитора вы не нашли, он не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.
Не планируют поставки
Одна из ошибок неопытных предпринимателей: обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию и транзит.
Не учитывают опыт успешных конкурентов
Не стесняйтесь смотреть, как работают более крупные конкуренты. Наверняка, одна из слагаемых их успеха — организация оптимальных вариантов доставки. Почему бы не скопировать удачный опыт?
Не делятся опытом с партнерами
Часто начинающие предприниматели не обсуждают в своих профессиональных кругах варианты решения бизнес-задач. Советуем все же делиться своим опытом организации транспортировки с коллегами, партнерами, друзьями. Вы можете получить встречные полезные советы и масштабируйте свой опыт, рассказывая о том, как нашли более выгодную доставку по новому маршруту или транспортную компанию с выгодными предложениями. Рекомендации — один из самых надежных критериев выбора партнера.
Выводы
Первичная организация грузоперевозок в компании без нужного опыта может привести к досадным ошибкам, а значит финансовым потерям. Чтобы избежать их, сотрудничайте с опытными логистами, которые помогут:
- подобрать оптимальный для ваших запросов вариант доставки;
- учесть все возможные нюансы, которые могут повлиять на стоимость и сроки перевозки;
- предложить индивидуальные условия (постоплату, организацию загрузки и выгрузки и т.п.);
- спланировать наименее затратный график доставок;
- вовремя оповещать о нововведениях в законодательстве, ситуациях, которые влияют на логистические процессы, о новых вариантах транспортировки.