После передачи груза клиентом экспедитору, последний несет ответственность за любые повреждения до момента передачи груза получателю. За разные нарушения предусмотрена разная степень ответственности.
За что несет ответственность экспедитор
Ответственность экспедитора начинается с момента получения груза от отправителя. Любое повреждение или порча, кража груза, нарушение условий хранения и даже несвоевременная доставка считаются зоной ответственности перевозчика. Для каждого случая могут быть свои причины и обстоятельства. В зависимости от них может быть разный размер возмещения клиенту. В каких ситуациях экспедитор будет вынужден возмещать убытки клиенту?
Полная потеря или кража груза
Груз может быть украден во время отдыха водителя, или может быть доставлен не по тому адресу. Ответственность наступает в том случае, если Экспедитор не смог доказать, что потеря произошла по причинам, которые было невозможно предотвратить. Все подобные форс-мажоры должны быть чётко прописаны в договоре.
Частичная утрата или недостача
Ответственность наступает в тех же случаях, что и при полной потере груза. Необходимо правильно заполнить документы принятия и сдачи груза Клиенту, так как недостача может обнаружиться только на бумагах при абсолютно корректной перевозке (за что Экспедитор всё равно будет нести ответственность). Как и в случае полной потери, Экспедитор может доказать, что утрата произошла из-за обстоятельств непреодолимой силы и будет освобождён от ответственности.
Случайное или умышленное повреждение груза
Это может произойти в нескольких случаях:
- неправильная упаковка;
- неправильное крепление груза в транспортном средстве;
- превышение нормы загрузки по массе;
- неправильные условия хранения;
- неаккуратное вождение;
- ДТП с участием грузового транспорта;
- неправильные погрузка и разгрузка.
Экспедитор не будет нести ответственность за порчу груза в том случае, если она была вызвана действиями Клиента. Например, в случае, если был передан груз в неподходящей упаковке, или Экспедитор не был проинформирован о свойствах груза.
Нарушение срока доставки
Сроки доставки груза должны быть оговорены при составлении договора или в поручении Экспедитору. Экспедитор несет ответственность и за сроки доставки. В случае, если обстоятельства непреодолимой силы приводят к нарушению оговоренных сроков, Экспедитор обязан об этом уведомить своего заказчика.
Основания для возмещения убытков. Как Клиент должен принимать груз?
Для того, чтобы рассчитывать на возмещение от Экспедитора, получатель должен не только правильно принять груз, но и вовремя уведомить о своих претензиях. При принятии груза после доставки его необходимо проверить по количеству мест и на целостность.
В случае, если с грузом все в порядке, нужно подписать транспортные документы. Если у получателя есть претензии к количеству или качеству, необходимо составить акт о недостаче или повреждении в присутствии водителя, который доставил груз. Если груз невозможно проверить сразу после доставки (например, это какое-то технологичное оборудование), то между Клиентом и Экспедитором заранее должны быть оговорены сроки, в течение которых Клиент имеет право выставить претензию. Также, клиенту будет необходимо доказать, что повреждение или недостача были виной Экспедитора.
Ответственность Клиента перед экспедитором
Клиенты несут ответственность за предоставленную информацию. Если Экспедитора не уведомили об особенностях груза, условиях его хранения, то вина за его порчу ложится на Клиента. Если между стороны согласовано, что груз выдается в надлежащих таре или упаковке, а по факту оказалось не так, то ответственность за повреждение груза находится в зоне ответственности клиента.