Транспортная маркировка грузов — это все необходимые для перевозчика данные, которые располагаются на упаковке или самом грузе. Она содержит: сведения о поставщике, адрес отправления и получения, массу груза, а также правила обращения и хранения.
Что включает в себя транспортная маркировка
Маркировку грузов регулирует ГОСТ 14192-96. В России четыре категории маркировки: основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки.
Основные надписи
В них содержится основная информация об участниках сделки:
- имя (название) получателя груза;
- адрес получения, при необходимости — адреса погрузки и смены транспорта;
- информация об отправлении: номер в партии отгрузки и количество занимаемых мест в транспорте.
При этом адрес и имя получателя обязательны для нанесения, а обозначение грузовых мест нужны только в случае доставки сборным грузом или в случае одинаковой упаковки у объектов с разным назначением и адресатом.
Дополнительные надписи
Они содержат информацию об отправителе:
- полное или условное имя (название) отправителя;
- адрес отправления;
- информацию о задействованных в перевозке транспортных организациях.
Информационные надписи
В них указывают габариты груза: массу нетто и брутто, а также длину, ширину и высоту тары. Если для перевозки груза используются паллеты или поддоны, то нужно указать массу для самого груза и габариты с учётом используемых паллет. Также необходимо отмечать количество используемых поддонов в грузовой партии и количество мест для груза на одной паллете.
Манипуляционные знаки
Это обозначения обращения с товаром в процессе перевозки. Они перечислены в ГОСТ и одинаковы для грузоперевозок всех стран.
- 1 « Хрупкое»;
- 2 «Беречь от нагревания и солнечных лучей»
- 3 «Беречь от влаги»;
- 4 «Беречь от излучения»;
- 5 «Ограничение температуры» (с указанием крайних допустимых значений температуры);
- 6 «Защищать от радиации»;
- 7 «Скоропортящийся груз» — груз требует особых условий хранения и имеет ограниченный срок годности;
- 8 «Герметичная упаковка» — нельзя открывать упаковку при проверке и разгрузке;
- 9 «Тропическая упаковка» — груз рассчитан на климат, близкий к тропическому, и нарушать состояние упаковки при разгрузке нельзя, чтобы не повредить груз высокой температурой и влажностью;
- 10 «Запрещено брать крюками»;
- 11 «Место строповки» — в этих местах должны быть расположены канаты для перемещения груза;
- 12 «В этих местах запрещено поднимать на тележку»;
- 13 «Верх» – обозначает корректное расположение груза;
- 14 «Центр тяжести»;
- 15 «Штабелирование запрещено»;
- 16 «Поднимать за груз» — запрещается поднятие за тару;
- 17 «Открывать здесь» — означает сторону упаковки, за которую следует открывать груз;
- 18 «Запрещается катить»;
- 19 «Штабелирование ограничено» (с указанием максимально возможной массы) – показывает максимальный вес, который можно положить на груз;
- 20 «Зажимать здесь»;
- 21 «Не зажимать» — обозначает участки, за которую нельзя брать зажимами;
- 22 «Ограничение количества ярусов в штабеле» (с указанием предела);
- 23 «Запрещается применение вилочных погрузчиков».
Скачать или просмотреть список манипуляционных знаков можно здесь.
Особенности маркировки грузов при экспорте и импорте
Все указанные обозначения подстроены под международные стандарты и являются обязательными при перевозке грузов в другие страны. Однако, кроме информации об отправителе, получателе и грузе, в маркировке необходимы и другие данные:
- информация о заказе между сторонами в разных странах (номер международного контракта и самого заказа);
- марки и товарный знак от отправителя;
- точное указание адресата и описание дороги для грузоперевозчика;
- в случае, если объём груза больше 1м³, необходимо указать его точный объем.
В этой статье рассказываем подробнее об обязательной маркировке товаров.
Правила нанесения маркировки
Транспортная маркировка грузов имеет особые правила нанесения. Это сделано для стандартизации маркировки и упрощения доставки грузов по всем странам.
Язык
При международной перевозке грузов маркировка пишется на языке получателя. В случае импорта необходимо продублировать на русском языке информацию о получателе и адресе прибытия.
Расположение маркировки на таре
Разные элементы маркировки должны размещаться на разных участках тары:
- Так, основные надписи располагаются по центру упаковки.
- Дополнительные — на правой стороне (информация о транспортных организациях — сверху, а об отправителе — снизу).
- Манипуляционные знаки могут быть расположены на разных сторонах и швах упаковки (например, знаки, обозначающие место крепления или подъема), а также в верхнем левом углу (информация о хранении и запрещающие знаки).
Поверхность для нанесения маркировки отличается у разных видов тары: так, ящики маркируются с боковых сторон, бочки — на дне, мешки — у верхнего шва. Если у груза нет подходящей стандартной упаковки, то маркировку просто размещают в самом заметном месте.
Способ нанесения
Есть несколько основных способов нанесения информации на тару:
- 1 красящими составами через трафарет,
- 2 типографским или электролитическим способом,
- 3 штамповкой,
- 4 продавливанием,
- 5 выжиганием,
- 6 маркировочным аппаратом.
В случае использования красок используются только контрастные упаковке цвета. Однако не рекомендуется использовать цвета, которыми обычно обозначают опасные грузы. Если у груза отсутствует стандартизированная упаковка, маркировку наносят прямо на его поверхность.
Неправильная маркировка
Грузоотправителю важно наносить маркировку на груз без ошибок, особенно, если товар пересекает границу. Какие могут быть последствия?
- Неправильно оформленные этикетки или отсутствие информации могут стать причиной задержки груза. Перемаркировка ждет всю партию товара.
- Возбуждение дела об административном правонарушении и наложении штрафа (глава 16 КоАП РФ).
- Возбуждение уголовного дела, если из-за неправильного оформления объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей. Речь прежде всего о смене кода ТН ВЭД.
Если вы отправляете груз с привлечением подрядчика, запросите у перевозчика или брокера образец этикетки и четкую инструкцию, как оформить упаковку именно вашего груза.
Специалисты ТЭК Оператор перед отправлением груза проверяют каждый этап подготовки и транспортировки, в том числе упаковку и маркировку товаров. Мы отвечаем за безопасность перевозки, соблюдение сроков доставки и закрепляем свою ответственность в договоре.