• Виктор

Транспортная маркировка грузов: что нужно знать

Транспортная маркировка грузов — это все необходимые для перевозчика данные, которые располагаются на упаковке или самом грузе. Она содержит: сведения о поставщике, адрес отправления и получения, массу груза, а также правила обращения и хранения.

Что включает в себя транспортная маркировка

Маркировку грузов регулирует  ГОСТ 14192-96. В России четыре категории маркировки: основные, дополнительные, информационные надписи и манипуляционные знаки.

Основные надписи

В них содержится основная информация об участниках сделки:

  • имя (название) получателя груза;
  • адрес получения, при необходимости — адреса погрузки и смены транспорта;
  • информация об отправлении: номер в партии отгрузки и количество занимаемых мест в транспорте.

При этом адрес и имя получателя обязательны для нанесения, а обозначение грузовых мест нужны только в случае доставки сборным грузом или в случае одинаковой упаковки у объектов с разным назначением и адресатом.

Дополнительные надписи

Они содержат информацию об отправителе:

  • полное или условное имя (название) отправителя;
  • адрес отправления;
  • информацию о задействованных в перевозке транспортных организациях.

Информационные надписи

В них указывают габариты груза: массу нетто и брутто, а также длину, ширину и высоту тары. Если для перевозки груза используются паллеты или поддоны, то нужно указать массу для самого груза и габариты с учётом используемых паллет. Также необходимо отмечать количество используемых поддонов в грузовой партии и количество мест для груза на одной паллете.

Манипуляционные знаки

Это обозначения обращения с товаром в процессе перевозки. Они перечислены в ГОСТ и одинаковы для грузоперевозок всех стран. 

  1. 1 « Хрупкое»;
  2. 2 «Беречь от нагревания и солнечных лучей»
  3. 3 «Беречь от влаги»;
  4. 4 «Беречь от излучения»;
  5. 5 «Ограничение температуры» (с указанием крайних допустимых значений температуры);
  6. 6 «Защищать от радиации»;
  7. 7 «Скоропортящийся груз» — груз требует особых условий хранения и имеет ограниченный срок годности;
  8. 8 «Герметичная упаковка» — нельзя открывать упаковку при проверке и разгрузке;
  9. 9 «Тропическая упаковка» — груз рассчитан на климат, близкий к тропическому, и нарушать состояние упаковки при разгрузке нельзя, чтобы не повредить груз высокой температурой и влажностью;
  10. 10 «Запрещено брать крюками»;
  11. 11 «Место строповки» — в этих местах должны быть расположены канаты для перемещения груза;
  12. 12 «В этих местах запрещено поднимать на тележку»;
  13. 13 «Верх» – обозначает корректное расположение груза;
  14. 14 «Центр тяжести»;
  15. 15 «Штабелирование запрещено»;
  16. 16 «Поднимать за груз» — запрещается поднятие за тару;
  17. 17 «Открывать здесь» — означает сторону упаковки, за которую следует открывать груз;
  18. 18 «Запрещается катить»;
  19. 19 «Штабелирование ограничено» (с указанием максимально возможной массы) – показывает максимальный вес, который можно положить на груз;
  20. 20 «Зажимать здесь»;
  21. 21 «Не зажимать» — обозначает участки, за которую нельзя брать зажимами;
  22. 22 «Ограничение количества ярусов в штабеле» (с указанием предела);
  23. 23 «Запрещается применение вилочных погрузчиков».

Скачать или просмотреть список манипуляционных знаков можно здесь.

Особенности маркировки грузов при экспорте и импорте

Все указанные обозначения подстроены под международные стандарты и являются обязательными при перевозке грузов в другие страны. Однако, кроме информации об отправителе, получателе и грузе, в маркировке необходимы и другие данные: 

  • информация о заказе между сторонами в разных странах (номер международного контракта и самого заказа);
  • марки и товарный знак от отправителя;
  • точное указание адресата и описание дороги для грузоперевозчика;
  • в случае, если объём груза больше 1м³, необходимо указать его точный объем.

В этой статье рассказываем подробнее об обязательной маркировке товаров.

Правила нанесения маркировки

Транспортная маркировка грузов имеет особые правила нанесения. Это сделано для стандартизации маркировки и упрощения доставки грузов по всем странам.

Язык

При международной перевозке грузов маркировка пишется на языке получателя. В случае импорта необходимо продублировать на русском языке информацию о получателе и адресе прибытия. 

Расположение маркировки на таре

Разные элементы маркировки должны размещаться на разных участках тары:

  • Так, основные надписи располагаются по центру упаковки.
  • Дополнительные — на правой стороне (информация о транспортных организациях — сверху, а об отправителе — снизу).
  • Манипуляционные знаки могут быть расположены на разных сторонах и швах упаковки (например, знаки, обозначающие место крепления или подъема), а также в верхнем левом углу (информация о хранении и запрещающие знаки). 

Поверхность для нанесения маркировки отличается у разных видов тары: так, ящики маркируются с боковых сторон, бочки — на дне, мешки — у верхнего шва. Если у груза нет подходящей стандартной упаковки, то маркировку просто размещают в самом заметном месте.

Способ нанесения

Есть несколько основных способов нанесения информации на тару:

  1. 1 красящими составами через трафарет,
  2. 2 типографским или электролитическим способом,
  3. 3 штамповкой,
  4. 4 продавливанием,
  5. 5 выжиганием,
  6. 6 маркировочным аппаратом.

В случае использования красок используются только контрастные упаковке цвета. Однако не рекомендуется использовать цвета, которыми обычно обозначают опасные грузы. Если у груза отсутствует стандартизированная упаковка, маркировку наносят прямо на его поверхность. 

Неправильная маркировка

Грузоотправителю важно наносить маркировку на груз без ошибок, особенно, если товар пересекает границу. Какие могут быть последствия? 

  • Неправильно оформленные этикетки или отсутствие информации могут стать причиной задержки груза. Перемаркировка ждет всю партию товара.
  • Возбуждение дела об административном правонарушении и наложении штрафа (глава 16 КоАП РФ).
  • Возбуждение уголовного дела, если из-за неправильного оформления объем недополученных таможенных платежей превысит 2 миллионов рублей. Речь прежде всего о смене кода ТН ВЭД. 

Если вы отправляете груз с привлечением подрядчика, запросите у перевозчика или брокера образец этикетки и четкую инструкцию, как оформить упаковку именно вашего груза. 
Специалисты ТЭК Оператор перед отправлением груза проверяют каждый этап подготовки и транспортировки, в том числе упаковку и маркировку товаров. Мы отвечаем за безопасность перевозки, соблюдение сроков доставки и закрепляем свою ответственность в договоре.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest