Более 60% мирового грузооборота приходится на морские пути. Водным транспортом перевозят внушительные объемы товаров при относительной дешевизне услуги (по сравнению с другими видами транспорта). Но определенные статьи расходов остаются постоянными. В статье разбираем, какую финансовую нагрузку несет грузополучатель.
Стандартные расходы при транспортировке морскими судами
Морские грузоперевозки включают включают в себя следующие стандартные затраты:
- фрахтовую ставку (она может включать в себя различные надбавки, в зависимости от экологии, времени года, дефицита оборудования и других факторов);
- страхование груза (опционально).
Стоимость ставки и страхования зависят от способа морской перевозки и типа перевозимого груза. На практике наиболее распространены следующие способы:
- 1 контейнерный
- 2 навалочный — транспортировка сыпучих материалов;
- 3 ролкерный — транспортировка автотехники;
- 4 танкерный — транспортировка нефти, масла, воды, газа и других разновидностей наливного груза;
- 5 рефрижераторный.
Контейнерная перевозка более универсальна: она позволяет отправлять консолидированные партии груза, что обеспечивает экономию на стоимости всего контейнера. Ее можно использовать также для доставки наливных и сыпучих материалов.
Преимуществом контейнерных перевозок является мультимодальность. Контейнер может перевозиться автомобильным, морским, речным и железнодорожным транспортом без перетарки груза, что сокращает время терминальных обработок в порту и на железнодорожных станциях, а также повышает сохранность груза.
Подробнее о контейнерных перевозках вы можете почитать в этой статье.
Расходы, закрепленные в договоре
Кто несет затраты на транспортировку товаров по морю, закреплено контрактом на поставку. Если расходы ложатся на импортера, то на условиях FOB он должен оплатить:
- морской фрахт на условиях FILO (в стоимость не включена погрузка на судно, но включена выгрузка в порту назначения);
- разгрузку в порту назначения;
- доставку до склада назначения (в некоторых случаях через склады временного хранения – СВХ, если таможенное оформление происходит не в порту назначения).
Иногда условия контракта предполагают финансовую ответственность импортера и за погрузку в порту отправления, и за забор порожнего контейнера в порту отправления и подачу его на автомобиле-контейнеровозе на склад грузоотправителя или сторонний склад при контейнерных перевозках.
В некоторых случаях могут потребоваться закрепление груза, установка щита, экспортное таможенное оформление, оформление фитосанитарных или каких-либо других сертификатов.
От чего зависит фрахтовая ставка?
Одна из самых существенных статей расходов при морской транспортировке — фрахт. Это услуга по перевозке груза судовладельцем. На величину фрахтовой ставки влияет множество параметров:
- 1 спрос/предложение на рынке;
- 2 количество груза;
- 3 расстояние между портами;
- 4 уровень портовых сборов;
- 5 стоимость снабжения и топлива;
- 6 вид судна;
- 7 маршрут перевозок;
- 8 законодательства разных стран.
Фрахтовая ставка в ряде случаев может включать и стоимость погрузочно-разгрузочных работ. Если груз следует по линейному пути, то ставку определить легче — она рассчитывается по заранее установленному тарифу (включая статьи расходов Liner In и Liner Out). Фрахтовая ставка также может включать и экологические сборы, например, серный сбор – плата за выбросы судна.
Какие еще расходы могут повлиять на стоимость доставки
Помимо перечисленных ключевых статей затрат, отправитель может понести дополнительные расходы. Так, на стоимость отправки могут повлиять:
Издержки дефицита
Это дополнительные расходы на отправку, которые появляются из-за ограниченности доступных ресурсов в порту. К примеру, имеет место недостаток контейнеров или техники для погрузки-разгрузки.
Перегрузки
Они также могут существенно повысить статьи расходов. Если планируется перемещение груза с одного судна на другое либо на железнодорожный транспорт, то грузоотправитель может понести за это расходы, если подобное условие есть в договоре.
Сезонность
На эффективность и стоимость морского транспорта влияет сезонность. Спрос на морскую транспортировку существенно увеличивается с февраля по август — это период наибольшей активности водного транспорта.
Маршрут следования
Также оказывает влияние на расходы грузоотправителя. К примеру, при перевозке груза северными путями могут потребоваться услуги ледоколов, которые расчистят путь судна. Существуют и платные каналы (например, Суэцкий), за которые одной из сторон сделки придется платить.
Укладки груза на борту
Дополнительной статьей расходов может выступать процедура укладки груза на борту. Нередко требуется разравнивание, которое не является бесплатной процедурой.
Смешанное плавание
Ситуация, при которой используется сразу несколько водных путей. Это может быть речной, морской и океанический пути. Существуют универсальные судна, которые позволяют переправлять товары по нескольким путям, но в других случаях смешанное плавание повлечет необходимость перегрузки.
Скорость
Это не самая сильная черта морского транспорта. Но некоторые клиенты могут запросить ускоренное прохождение пути, что выльется в дополнительную статью расходов для грузоотправителя.
Как точно определить расходы грузоотправителя?
Все вышеперечисленные расходы на морскую транспортировку могут быть распределены между грузополучателем и грузоотправителем договором. В масштабных морских перевозках вся организация транспортировки часто может лежать сразу на нескольких отправителях (ситуация распространена при международной перевозке сборного груза). Важнейшую роль играет документация, составленная сторонами в ходе сотрудничества, и конкретные обязательства, возложенные на отдельно взятого отправителя или получателя. Именно в договоре прописываются конкретные обязанности отправителя, в связи с чем возникает необходимость тщательного изучения пунктов сделки для определения точных расходов.
Не менее важны и условия в договоре транспортной экспедиции и в дополнительных соглашениях по тарифам. В них указывают как основную стоимость услуг по отправке груза, так и тарифы на потенциальные дополнительные расходы. Правильно сформулированные условия торгового контракта, договоров транспортной экспедиции и таможенного представителя — это защита интересов грузоотправителя и грузополучателя от неучтенных расходов.
Нет опыта и необходимых знаний, чтобы организовать морскую грузоперевозку с минимальными затратами? Специалисты логистической компании «ТЭК Оператор» помогут найти оптимальное решение. Оставьте заявку для получения расчета, мы свяжемся с Вами в течение 24 часов.