Грузовые контейнеры настолько популярны и распространены, что сложно представить, как перевозили бы грузы без них. Благодаря тому, что основный грузопоток движется в стандартных контейнерах, логистические процессы ускорились и упростились. С ними проще комплектовать сухопутный и морской транспорт, перегружать товары в мультимодальных доставках, сортировать большие объемы грузов. А ведь контейнеры появились сравнительно недавно — лишь в середине XX века.
Как перевозили грузы до изобретения контейнера
До появления стандартных ёмкостей грузы перевозили в любой подходящей для них упаковке. Это могли быть мешки, бочки или ящики. На складах товар хранили и вовсе без упаковки: грузы просто лежали в помещении, пока не приходил подходящий корабль, поезд или перевозчик.
Когда приходило время погрузки, товары помещали в мешки и бочки, затем вручную грузили на транспортное средство. И, если пару сотен лет назад это не было большой проблемой, то в 1900-х годах объемы перевозок выросли в сотни раз и ручная разгрузка судов уже не отвечала требованиям времени. Из-за недельной разгрузки и долгой сортировки каждой единицы товара в портах и вокзалах скапливались корабли и поезда. Весь процесс погрузки необходимо было менять.
Разгрузка почтового вагона на Варшавском вокзале, Санкт-Петербург
Создание первого контейнера: когда появился и кто придумал
Современные контейнерные перевозки обязаны своим появлением Малкому Маклину – американцу, который начал свою карьеру с водителя грузовика. В 1937 году он, выполняя очередной заказ на перевозку товара, задумался о рационализации этого процесса. Тогда ему пришла в голову удачная мысль — сделать возможным отсоединять прицеп от самого грузовика, чтобы не тратить время на разгрузку перед дорогой назад.
Со временем Маклину удалось развить свой собственный транспортный бизнес: его компания по перевозкам грузов была пятой по величине во всей Америке. Однако из-за больших объёмов Маклин задумался о модернизации процесса транспортировки и смене транспорта. Чтобы по закону получить возможность пользоваться морскими перевозками, ему пришлось избавиться от своей доли в автотранспортном бизнесе.
В пятидесятых годах Маклин берёт на работу в свою судоходную компанию инженера по имени Кит Тантлингер. Раньше тот работал в транспортной компании, поэтому был знаком со всеми тонкостями. Ему Маклин и поручил разработку и создание транспортного контейнера. Предприниматель дальновидно планировал использовать контейнер не только для погрузки на грузовой корабль, но и в автомобильных перевозках.
У Тантлингера всё получилось: он не только создал идеальный грузовой контейнер, но и рассчитал его конструкцию таким образом, чтобы их можно было складывать один на другой. Ему же принадлежат системы замков и креплений, которые используются до сих пор. Всего для грузовых контейнеров им было зарегистрировано 79 патентов.
Малком Маклин первым придумал перевозить грузы в удобных контейнерах
Для тестирования контейнерной перевозки команда Маклина за 3 месяца переоборудовала экспериментальный корабль. На него поместилось 58 контейнеров. Результат оказался выше всяких ожиданий. Погрузку и разгрузку совершили за несколько часов, а у груза внутри контейнеров не нашли никаких повреждений.
Расходы на перегруз одной тонны после изобретения контейнеров сократились в 36 раз, время перегруза — в 6 раз, трудозатраты — более чем в 4 раза.
Регулярные контейнерные линии заработали во время войны во Вьетнаме. Маклину удалось заключить контракт с Управлением военно-морского транспорта США и протестировать первые мультимодальные перевозки. В порту контейнеры перегружали на автотранспорт и доставляли к американским базам.
Чтобы не везти обратно порожние контейнеры, предприимчивый Маклин заключил контракты с близлежащими азиатскими странами. В их портах он загружал в пустые контейнеры коммерческие грузы и переправлял их в Америку.
Новая технология транспортировки оказалась настолько удобной, что стала быстро распространяться по миру. Время простоя кораблей сокращалось, а затраты на грузчиков снижались. К концу 1960-х годов у Sea-Land Services Inc — компании Малкома Маклина — было более 27 тысяч контейнеров и трех десятков кораблей. Её представительства были во всех крупных портах мира.
Чтобы купить для своей компании гигантские корабли для перевозки большого числа контейнеров и построить терминалы в портах, в 1970-е Маклин привлекает инвесторов к развитию Sea-Land Service Inc. Всё больше компаний-перевозчиков брали пример с Sea-Land и переходили на контейнерные загрузки: патенты на производство контейнеров были открытыми из-за необходимости стандартизации.
Перевозки в контейнерах оказались настолько выгодными и удобными, что в итоге полностью вытеснили ручную погрузку, несмотря на сопротивление работников портов, услуги которых уже были не нужны.
В 1999 году, за 2 года до смерти Маклина, SeaLand купил крупную логистическую компанию Maersk. Сегодня гигант известен на рынке под брендом Horizon Lines. Его доля на рынке морских контейнерных перевозок составляет 36%.
В день похорон создателя одной из самых гениальных технологий 20 века, Малькома Маклина, контейнеровозы по всему миру одновременно издали длинный гудок в честь его памяти.
Грузовые контейнеры в наше время
Сейчас перевозки в контейнерах — это самый распространенный вид транспортировки, который постоянно совершенствуется:
- Появилось оборудование для погрузки и перемещения контейнеров.
- В контейнерах начали использовать сигнализации и маячки для защиты от несанкционированного вскрытия.
- Появились контейнеры для разных типов грузов: изолированные, рефрижераторы, с открывающейся крышей, для перевозки жидкостей, двойными дверями и многие другие. Все они имеют стандартные размеры и крепления.
- Появилась система по креплению грузов, которая защищает их от повреждений.
- Сконструирован специальный транспорт для перевозки контейнеров: контейнеровозы (грузовые суда) и платформы.
В наше время контейнерные перевозки — основной способ доставки товаров из разных стран
Контейнеры незаменимы в мультимодальных перевозках, где необходимо быстро сменить транспортное средство. Максимальная загрузка одного контейнера сейчас составляет 28 200 килограмм. Во времена Маклина не было наземного транспорта, который мог бы увезти такой груз.
В последние полгода контейнерные перевозки переживают кризис из-за пандемии и сниженной покупательской способности. Нарушенная циркуляция контейнеров между странами привела к удорожанию перевозок. Но повышенные объёмы производства новых контейнеров дают положительные прогнозы на исправление ситуации и возвращение к привычным объемам и стоимости транспортировки.