Международный рынок грузовых авиаперевозок претерпел значительные изменения в период пандемии COVID-19. Если раньше он был в тени пассажирских перевозок, то теперь переживает подъем, став одним из самых динамичных секторов авиации.
Международный рынок грузовых авиаперевозок претерпел значительные изменения в период пандемии COVID-19. Если раньше он был в тени пассажирских перевозок, то теперь переживает подъем, став одним из самых динамичных секторов авиации.
Стремительный рост электронной торговли, повышенный спрос на критически важные грузы, а также сбои в логистике кардинально перекроили этот сегмент в последние четыре года.
Когда в 2020 году начался локдаун и пассажирские перевозки резко сократились, грузовые, напротив, стали стремительно набирать обороты. Скачок спроса на доставку онлайн-заказов, медикаментов и средств защиты дал новый импульс развитию этого направления.
По данным IATA, в 2020 году грузооборот сократился всего на 0,5% против 65% падения пассажирских перевозок. А в 2021 году он уже вырос на 18,7% к 2019 году.
“Пандемия вызвала беспрецедентные изменения в авиации, и грузовые перевозки стали одним из наиболее устойчивых её сегментов”, – отмечает глава IATA Вилли Уолш.
Основными драйверами роста стали бум электронной коммерции, повышенный спрос на медтовары и нарушения в глобальных цепочках поставок. Также сокращение пассажирских рейсов высвободило грузовые мощности авиакомпаний.
Перестройка рынка затронула не только объемы, но и бизнес-модели. Некоторые перевозчики переоборудовали самолеты под “преимущественно грузовые”. Появились и новые игроки – грузовые авиакомпании, созданные специально для обслуживания растущего спроса.
“Мы наблюдаем фундаментальные изменения в грузовых авиаперевозках, – говорит Рихард Альбрехт из Lufthansa. – Пандемия ускорила трансформацию всей этой экосистемы”.
Однако рост грузовых перевозок также столкнулся с новыми вызовами: нехваткой провозных мощностей, сбоями в логистике и обострением конкуренции. Но пандемия открыла и новые возможности: долгосрочный спрос от электронной коммерции, модернизацию парков и появление новых бизнес-моделей.
“Грузовые авиаперевозки не только выстояли, но и вышли на новый уровень развития, – резюмирует Вилли Уолш. – Сейчас перед отраслью открываются новые возможности, и мы ожидаем её дальнейший динамичный рост”.