В условиях беспрецедентных экономических ограничений российский бизнес столкнулся с серьезным вызовом в сфере международных перевозок. Привычные логистические цепочки, выстраиваемые десятилетиями, оказались разорваны, а стандартные маршруты доставки товаров – заблокированы. Однако, вопреки пессимистичным прогнозам, отечественные предприниматели проявили адаптивность, находя новые пути и решения для продолжения внешнеэкономической деятельности.
В этой статье мы детально рассмотрим, как изменилась логистика международных перевозок, какие схемы доставки товаров в Россию работают сегодня, и с какими вызовами сталкиваются участники внешнеэкономической деятельности. Особое внимание будет уделено практическим аспектам организации поставок, юридическим нюансам и оценке эффективности различных логистических решений.
С чего все началось?
Радикальные изменения в сфере международных перевозок начались в феврале 2022 года, когда западные страны ввели масштабные санкции против России. Первый удар пришелся на авиасообщение: закрытие воздушного пространства привело к невозможности прямых авиаперевозок между Россией и большинством европейских стран. Вслед за этим последовали ограничения на морские перевозки: крупнейшие мировые контейнерные линии, такие как Maersk, MSC и CMA CGM, объявили о прекращении работы с российскими портами.
К лету 2022 года ситуация усугубилась введением пятого и шестого пакетов санкций ЕС, которые существенно ограничили автомобильные грузоперевозки и создали сложности для железнодорожного транспорта. Европейским компаниям было запрещено предоставлять услуги по страхованию и перестрахованию морских перевозок российской нефти, что косвенно повлияло на всю сферу морской логистики.
В ответ на эти вызовы российское правительство предприняло ряд мер:
- Легализация параллельного импорта.
- Упрощение таможенных процедур для определенных категорий товаров.
- Поддержка развития логистической инфраструктуры в дружественных странах.
Бизнес также не остался в стороне, начав активно искать альтернативные маршруты и схемы поставок. Так началась новая эра в истории российской логистики, характеризующаяся повышенной сложностью, увеличением сроков доставки и, как следствие, ростом затрат на транспортировку грузов.
Ключевые изменения в цифрах:
- Увеличение сроков доставки на 30-60%.
- Рост логистических издержек на 40-100%.
- Перераспределение грузопотоков в пользу восточного направления на 35%.
- Увеличение роли стран-посредников в организации поставок на 70%.
Эти изменения заставили участников ВЭД полностью пересмотреть свои подходы к организации международных перевозок и искать новые, нестандартные решения для сохранения бизнеса в условиях санкционных ограничений.
А что же происходит в 2024 году?
К 2024 году логистический рынок России в значительной степени адаптировался к работе в условиях санкций, успешно перестроив основные маршруты в восточном направлении и через страны Центральной Азии. Существенно выросла доля железнодорожных перевозок, а развитие мультимодальных схем доставки позволило частично компенсировать ограничения в других видах транспорта.
После резкого роста 2022-2023 годов произошла относительная стабилизация стоимости перевозок, хотя сроки доставки по-прежнему остаются увеличенными в среднем на 20-30%. Активное внедрение российских цифровых платформ и автоматизация таможенных процедур помогли оптимизировать процессы и снизить издержки. Несмотря на сохраняющиеся сложности с международным финансированием и страхованием, бизнес нашел новые возможности в сотрудничестве со странами ЕАЭС и БРИКС, а также в развитии отечественных логистических компаний.
В целом, к 2024 году участники внешнеэкономической деятельности научились эффективно работать в новых условиях, выстроив альтернативные цепочки поставок и оптимизировав процессы международных перевозок.
Регламент Совета (ЕС) № 833/2014 от 31 июля 2014 г. об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине (с учетом 13 пакета санкций по состоянию на 25.06.2024).
14 пакет санкций ЕС (от 24.06.2024).
Источник: https://www.alta.ru/tnved/forbidden_codes/
Новые реалии международных поставок в Россию
Преодолеваем барьеры с помощью морской логистики
Морские перевозки традиционно являлись основным способом доставки импортных грузов в Россию, обеспечивая до 60% всего грузооборота страны с внешним миром. Однако после введения санкций ситуация кардинально изменилась.
Виталий Панкратов, президент Национальной ассоциации морских перевозчиков (публикация в журнале “Морские вести России”, июль 2023):
“Переориентация на порты Дальнего Востока позволила сохранить основной объем морских грузоперевозок. Владивосток и Находка увеличили грузооборот на 45%, частично компенсировав потери на балтийском направлении. Сейчас ключевая задача – модернизация портовой инфраструктуры для обработки возросшего потока контейнеров.”
Ключевые изменения в отрасли:
- Отказ крупнейших перевозчиков от работы с РФ привел к необходимости поиска новых партнеров среди компаний из Азии и Ближнего Востока. Многие китайские и турецкие судоходные компании значительно расширили свое присутствие на российском рынке.
- Усложнение процедур страхования грузов вызвало рост стоимости страховых полисов в 2-3 раза. Российские страховщики разработали новые продукты для морских перевозок, частично компенсирующие уход западных страховых компаний.
- Увеличение сроков доставки на 20-30 дней связано с необходимостью использования промежуточных портов. Грузы теперь часто проходят перевалку в портах Турции или ОАЭ, что увеличивает общее время в пути.
Актуальные решения:
- Переориентация на порты Дальнего Востока позволила увеличить грузопоток через Владивосток и Находку на 40%. В этих портах создаются новые терминалы и модернизируется существующая инфраструктура для обработки возросшего объема контейнеров.
- Развитие сотрудничества с перевозчиками из дружественных стран привело к появлению новых игроков на рынке. Иранские и индийские судоходные компании начали активно работать с российскими грузами, предлагая конкурентные цены и регулярные рейсы.
- Использование судов-челноков для перевалки грузов стало распространенной практикой. Небольшие суда осуществляют доставку между промежуточными портами и российскими терминалами, что позволяет обойти ограничения на заход крупных международных судов в порты РФ.
Автотранспорт и поиск альтернативных маршрутов
Основные направления развития:
- Усиление восточного вектора привело к росту грузопотока через пограничные переходы с Китаем. На ключевых КПП организованы дополнительные полосы для грузового транспорта, а время прохождения таможенных процедур сокращено в среднем на 40%.
- Создание хабов в приграничных регионах способствовало оптимизации логистических цепочек. В Калининградской области и на Дальнем Востоке открыты новые распределительные центры, оснащенные современным оборудованием для обработки и хранения грузов.
- Развитие внутренних маршрутов позволило снизить зависимость от международных перевозок. Российские транспортные компании увеличили парк грузовых автомобилей и расширили географию внутренних перевозок, что частично компенсировало потери на международных направлениях.
Андрей Савченко, председатель правления Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (доклад на конференции “Грузовые автоперевозки 2023”, май 2023):
“Переориентация на восточное направление потребовала серьезной перестройки всей системы автоперевозок. Мы видим рост грузопотока через Казахстан на 60%. Российские перевозчики активно обновляют парк, инвестируют в создание новых логистических хабов на границе.”
Статистика и тенденции:
- Время ожидания на границе с Казахстаном сократилось на 30% благодаря внедрению электронной очереди. Перевозчики теперь могут заранее бронировать слот для пересечения границы, что значительно упрощает планирование маршрута.
- Стоимость перевозки выросла в среднем на 15-20% из-за увеличения протяженности маршрутов. Однако оптимизация процессов и конкуренция между перевозчиками помогают сдерживать дальнейший рост цен.
- Количество компаний, специализирующихся на перевозках в страны Азии, увеличилось втрое. Многие европейские направления были успешно заменены маршрутами через Казахстан, Монголию и Китай.
Ольга Федоткина, директор по развитию компании “АвтоТрансЛогистика” (комментарий для “Коммерсантъ”, август 2023):
“Стоимость автоперевозок стабилизировалась после резкого роста в начале года. Мы наблюдаем увеличение конкуренции на азиатском направлении, что способствует оптимизации тарифов. Ключевой проблемой остается дефицит водителей для международных рейсов.”
Железнодорожные перевозки: стальной путь на восток
Преимущества железнодорожной логистики:
- Стабильность расписания движения поездов позволяет точно планировать поставки. Отклонения от графика минимальны, что особенно важно для производственных предприятий, работающих по системе “точно в срок”.
- Возможность перевозки крупных партий грузов делает железнодорожный транспорт экономически эффективным. Один состав может заменить до 100 грузовых автомобилей, что существенно снижает удельную стоимость перевозки.
- Независимость от погодных условий обеспечивает бесперебойность поставок круглый год. В отличие от морского и автомобильного транспорта, железная дорога менее подвержена влиянию неблагоприятных погодных факторов.
Олег Белозёров, генеральный директор ОАО “РЖД” (выступление на Восточном экономическом форуме, сентябрь 2023):
“Грузооборот по Восточному полигону увеличился на 15% по сравнению с прошлым годом. Мы последовательно наращиваем пропускную способность БАМа и Транссиба, что позволяет удовлетворить растущий спрос на перевозки в восточном направлении.”
Развитие инфраструктуры:
- Модернизация существующих маршрутов позволила увеличить скорость движения составов на 25%. На ключевых направлениях проведена замена путей и обновлена система сигнализации, что значительно повысило пропускную способность.
- Строительство новых терминально-логистических центров вдоль основных маршрутов оптимизировало процесс обработки грузов. В этих центрах осуществляется не только перевалка, но и таможенное оформление, что сокращает общее время доставки.
- Внедрение цифровых технологий для отслеживания грузов в реальном времени повысило прозрачность перевозок. Клиенты могут получать актуальную информацию о местонахождении и состоянии своего груза через специальное мобильное приложение.
Алексей Громов, директор по аналитике компании “РЖД Логистика” (публикация в журнале “РЖД Партнер”, ноябрь 2023):
“Развитие контейнерных перевозок стало ключевым трендом 2023 года. Объем контейнерных отправок в сообщении с Китаем вырос на 35%. Мы видим устойчивый спрос на сервисы ускоренной доставки, особенно со стороны компаний электронной коммерции.”
Текущая ситуация на рынке авиалогистики
Основные изменения в отрасли:
- Закрытие воздушного пространства Евросоюза и ряда других стран привело к необходимости построения новых маршрутов через территории дружественных государств. Время перелета по многим направлениям увеличилось на 30-40% из-за удлинения маршрутов.
- Прекращение лизинговых контрактов с западными компаниями сократило парк грузовых самолетов на 20%. Российские авиакомпании активно переводят воздушные суда в российский реестр и ищут альтернативные источники запчастей.
- Уход с российского рынка крупных международных экспресс-перевозчиков создал нишу для местных компаний. Российские логистические операторы расширяют свои авиационные подразделения, частично заполняя образовавшийся вакуум.
Статистика изменений:
- Объем международных грузоперевозок снизился на 65% по сравнению с досанкционным периодом. Наибольшее падение наблюдается на европейском и североамериканском направлениях.
- Стоимость авиадоставки выросла в среднем на 150-200% из-за увеличения расстояния и времени перелета. Некоторые направления подорожали еще сильнее из-за необходимости дополнительных технических посадок.
- Сроки доставки увеличились в 2-3 раза на большинстве международных маршрутов. Это связано как с удлинением маршрутов, так и с необходимостью дополнительных согласований и оформления документов.
Максим Соколов, генеральный директор ПАО “Аэрофлот” (пресс-конференция по итогам 2023 года, декабрь 2023):
“Несмотря на закрытие европейского неба, мы сохранили основные направления грузоперевозок за счет развития маршрутов через страны Ближнего Востока и Центральной Азии. Объем грузоперевозок по внутренним маршрутам вырос на 25%, что частично компенсирует потери на международных линиях.”
Технические решения:
- Перевод иностранных самолетов в российский реестр позволил сохранить значительную часть авиапарка. Росавиация разработала специальные процедуры для сертификации и поддержания летной годности таких воздушных судов.
- Развитие собственных центров технического обслуживания авиатехники частично решило проблему сервиса. Российские компании освоили ремонт и обслуживание основных типов грузовых самолетов, что снизило зависимость от иностранных сервисных центров.
- Модернизация существующего парка отечественных грузовых самолетов продлила срок их эксплуатации. На Ил-76 и других грузовых самолетах российского производства устанавливается новое оборудование, повышающее эффективность и безопасность полетов.
Роман Гусаров, глава отраслевого портала “Авиа.ру” (интервью “Известиям”, июнь 2023):
“Российские авиакомпании успешно решают проблему технического обслуживания зарубежных самолетов. Созданы сертифицированные центры по ремонту, налажены каналы поставок запчастей через дружественные страны. Это позволяет поддерживать летную годность существующего парка
Организационные меры:
- Создание новых логистических хабов в дружественных странах оптимизировало маршруты доставки. Аэропорты в ОАЭ, Турции и странах Центральной Азии стали ключевыми точками для перевалки грузов.
- Развитие партнерств с авиакомпаниями из дружественных стран расширило географию полетов. Заключены код-шеринговые соглашения с перевозчиками из Китая, Турции и стран Персидского залива.
- Упрощение таможенных процедур для авиагрузов из определенных стран ускорило процесс оформления. В ряде аэропортов внедрена система предварительного декларирования, сокращающая время на таможенные формальности.
Логистические партнёры России: кто помогает в обходе ограничений?
Механизмы взаимодействия
Финансовые инструменты:
- Использование национальных валют в расчетах снизило зависимость от доллара и евро. Более 60% платежей за логистические услуги теперь проводится в рублях, юанях и дирхамах, что минимизирует риски, связанные с западными санкциями.
- Развитие альтернативных платежных систем обеспечило бесперебойность финансовых операций. Система передачи финансовых сообщений Банка России и китайская система CIPS стали основными каналами для проведения международных платежей.
Правовые механизмы:
- Упрощение таможенных процедур для компаний из дружественных стран ускорило процесс оформления грузов. Введен принцип “одного окна” и расширен перечень товаров, подпадающих под упрощенное декларирование.
- Создание особых экономических зон с льготным налоговым режимом привлекло новых логистических операторов. В таких зонах компании получают налоговые каникулы и упрощенный порядок регистрации, что стимулирует развитие логистической инфраструктуры.
Перспективы развития
- Внедрение блокчейн-технологий в логистические процессы повысит прозрачность и безопасность перевозок. Умные контракты позволят автоматизировать многие операции и снизить риски мошенничества при международных поставках.
Развитие мультимодальных перевозок с использованием единого транспортного документа упростит процесс доставки. Груз сможет менять вид транспорта без дополнительного оформления документов, что сократит время на административные процедуры.
- Создание цифровых двойников логистических маршрутов позволит оптимизировать перевозки в режиме реального времени. Искусственный интеллект будет анализировать множество факторов и предлагать оптимальные маршруты с учетом текущей ситуации.
Светлана Домнина, директор по цифровой трансформации ПЭК (выступление на форуме “Цифровая логистика”, июль 2023):
“Мы видим взрывной рост спроса на цифровые решения в логистике. Внедрение систем искусственного интеллекта для оптимизации маршрутов позволило сократить время доставки на 20% и снизить операционные расходы на 15%.”
Альтернативные логистические схемы – обходные пути и транзитные хитрости
В свете ужесточения санкционных режимов, многие компании ищут альтернативные пути доставки грузов. Одним из таких методов стали так называемые “маршруты объезда” и схемы “ложного транзита”.
По данным исследования консалтинговой компании LogiTech (2023), более 40% международных грузоперевозчиков были вынуждены изменить свои традиционные маршруты в последние два года. “Мы наблюдаем значительное увеличение запросов на разработку альтернативных логистических цепочек,” – отмечает Алексей Смирнов, ведущий аналитик LogiTech.
Одним из популярных методов стал “ложный транзит” – когда груз официально направляется в страну, не попадающую под санкции, но фактически через нее попадает в конечный пункт назначения. Однако эксперты предупреждают о рисках таких схем.
“Хотя ‘ложный транзит’ может показаться привлекательным решением, он несет в себе значительные юридические и репутационные риски,” – предупреждает Мария Ковалева, партнер юридической фирмы “ПравоТрансКонсалт” в интервью журналу “Международная логистика” (выпуск за март 2024 года).
Законные методы торговли и финансовых операций с западными партнерами в эпоху ограничений
Несмотря на сложную геополитическую обстановку, существуют легальные способы осуществления поставок и расчетов с партнерами из ЕС и США, даже в условиях санкционных ограничений.
Согласно отчету Всемирной торговой организации за 2024 год, наблюдается рост использования механизмов взаимозачетов и бартерных сделок в международной торговле. “В условиях ограничений на банковские переводы, компании все чаще обращаются к альтернативным формам расчетов,” – говорится в отчете.
Еще одним легальным методом является использование посреднических компаний в странах, не попадающих под санкции. Дмитрий Волков, эксперт по международному праву, в своей статье для журнала “Внешнеэкономическая деятельность” (№5, 2024) пишет: “Использование компаний-посредников в нейтральных юрисдикциях может быть эффективным способом продолжения торговых отношений, но требует тщательной юридической проработки для соблюдения всех аспектов международного законодательства.”
Параллельный импорт: новые возможности и скрытые риски
Параллельный импорт стал одним из ключевых механизмов поддержания товарооборота в условиях санкций. Этот метод позволяет импортировать товары без прямого разрешения правообладателя, что открывает новые возможности для поставок.
По данным Федеральной таможенной службы, объем параллельного импорта в Россию в 2024 году достиг рекордных $20 млрд. “Параллельный импорт стал спасательным кругом для многих отраслей экономики,” – заявил представитель ФТС в интервью “Российской газете” (от 15 апреля 2024 года).
Однако эксперты предупреждают о рисках, связанных с параллельным импортом. Елена Березина, руководитель отдела международной торговли консалтинговой компании “ВЭД-Эксперт”, в своем выступлении на форуме “Логистика 2024” отметила: “Хотя параллельный импорт и разрешен законодательно, он несет в себе риски получения контрафактной продукции и сложности с гарантийным обслуживанием.”
Обновлено 16.10.2024